Богословское заключение №6-20.

27 июля 2020 - Администратор
Именем Аллаха, милость Которого вечна и безгранична. БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 6/20 ПРАЗДНИК ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ “КУРБАН-БАЙРАМ 2020” Совет улемов Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман Российской федерации (ДУМ РФ) в ходе дистанционного заседания, состоявшегося 2-го числа месяца Зуль-хиджа 1441 года по лунному календарю, что соответствует 23-му июля 2020 г. по григорианскому календарю, постановил: 1. Согласно лунному календарю, первый день месяца Зуль-хиджа 1441 года по хиджре наступит с заходом солнца 21 июля 2020 г. по григорианскому летоисчислению. Девятый день месяца Зуль-хиджа, являющийся днем ‘Арафа, наступит 30 июля. Десятый день месяца Зуль-хиджа и праздник Курбан-байрам наступят 31 июля. Одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый дни месяца Зуль-хиджа, дни ат-Ташрик, приходятся на 1, 2, 3 августа. 2. Региональные Духовные управления мусульман, входящие в состав ДУМ РФ, самостоятельно принимают решение о порядке проведения праздничной молитвы Курбан-байрам с учетом сложившейся эпидемиологической ситуации в своих регионах. Правила жертвоприношения и порядок совершения праздничной молитвы Курбан-байрам Словом “курбан” в мусульманской традиции именуется все то, что приближает человека к Богу. В данный же праздник — это ритуальное заклание животного, посредством которого человек имеет возможность приблизиться к своему Господу. Сакральный смысл праздника заключается не столько в пускании крови жертвенного животного, сколько в искреннем сострадании и помощи бедным и нуждающимся людям. В Коране сказано: “До Аллаха (Бога) никогда не дойдет ни мясо жертвенного животного, ни его кровь, однако же дойдет до Него набожность, исходящая от вас. Подобным образом они [животные] подчинены вам. Дабы вы возвеличили Аллаха (Бога) за верный путь. Обрадуй же благодеющих!” (Св. Коран, 22:37). Праздник жертвоприношения Курбан-байрам связан с событием, произошедшим с пророком Ибрахимом (Авраамом). Божественным Откровением ему было велено принести в жертву своего сына Исмаила (Измаила), который родился у Ибрахима к глубокой старости (в 86 лет) и был по земным меркам чудом: у столь пожилых родителей дети обычно не рождаются. Несмотря на всю любовь к ребенку, святость его и долгожданную поддержку в глубокой старости с его стороны, Ибрахим, обсудив Божье повеление с сыном, покорно согласившимся с ним, пришел в назначенное место. Когда все уже было готово, раздался голос: “Поистине, это [произошедшее с вами, Ибрахим и Исмаил, непростое событие] — явное испытание [успешное прохождение через которое облагородило вас и открыло новые возможности]” (Св. Коран, 37:106). Жертва сыном была заменена жертвенным животным, а Ибрахиму было даровано благополучное рождение второго сына — Исхака (Исаака) . Данный праздник и жертвоприношение, совершаемое во время него, как и обязательный налог-закят, и праздничные молитвы, стали частью религиозной практики мусульман во 2 году хиджры. (1) Правовой статус совершения жертвоприношения Большая часть авторитетных мусульманских ученых, среди которых и богословы-ханафиты (Абу Юсуф и Мухаммад), и богословы-шафииты, говорила о том, что принесение животного в жертву во время праздника жертвоприношения является желательным (сунна муаккяда). Абу Ханифа, Зуфар и аль-Хасан из числа ученых ханафитского мазхаба заявляли, что это обязательно (ваджиб) . Ученые шафиитского , маликитского и ханбалитского мазхабов считали, что ритуальное принесение животного в жертву желательно на уровне сунны муаккяды (то есть то, что Пророк всегда выполнял, не пропускал, но к обязательному (фард) это не относится). Канонически порицаемо пренебрежение этим видом поклонения со стороны тех, кто имеет на то материальные средства . В хадисе говорится: “Кто имеет возможность и не приносит в жертву животное, тот пусть не приближается к месту совершения нами молитвы” . Многие ученые пояснили, что данный хадис из ряда тех хадисов, которые, хотя и однозначны по смыслу, все же указывают не на обязательность, а на важность. Время для совершения жертвоприношения наступает сразу по завершении праздничной молитвы, а завершается оно незадолго до захода солнца третьего дня . Наилучшим является первый день. Совершение данного ритуала возможно в любое время суток . Если верующий приносит в жертву животное до того, как завершится самая ранняя праздничная молитва в одной из мечетей города, то оно не засчитывается как жертвенное, а приравнивается к обычному животному, зарезанному на мясо. В городе или селе, где нет мечети и праздничная молитва не совершается, время жертвоприношения начинается с появлением утренней зари . Если верующий не успел приобрести барана и совершить жертвоприношение в отведенные для этого дни, при этом у него были необходимые материальные средства, то жертвоприношение он уже не совершает, но сможет раздать средства, равные стоимости животного, бедным и неимущим, если желает получить Господне вознаграждение (саваб) от данного богоугодного деяния . (2) Необходимые критерии для совершающего жертвоприношение Критериями для необходимости выполнения жертвоприношения являются: свобода, религиозность, совершеннолетие, психическое здоровье, наличие необходимых материальных средств и нахождение на месте постоянного жительства . Под наличием необходимых материальных средств богословы-ханафиты подразумевают материальное состояние человека, на которого распространяется требование выплаты ежегодного обязательного закята . Богословы-шафииты считают, что, кто имеет средства для себя и своей семьи на четыре праздничных дня, и помимо этого у него остается сумма, на которую можно приобрести жертвенное животное, тот приобретает его и приносит в жертву . Жертвоприношение желательно (сунна) сделать самому : проговорить намерение, сказать “бисмил-лях, аллаху акбар” и перерезать основные артерии. С учетом сложившейся непростой эпидемиологической ситуации в стране, во избежание скопления людей, желающих совершить жертвоприношение, Совет рекомендует перечислять стоимость курбана в мусульманские благотворительные фонды, которые организуют массовое заклание и централизованную раздачу мяса малоимущим. В этом случае верующий проговаривает намерение, передает стоимость жертвенного животного и просит, чтобы обряд заклания был выполнен от его имени. Допустимо также совершение заклания животных обычном способом, но с соблюдением всех мер предосторожности: социальной дистанции 1,5 метра и с наличием средств индивидуальной защиты (маски и перчатки). (3) Основные правила, предъявляемые к забою жертвенного животного Мнение богословов едино в том, что жертвенными животными могут быть верблюды, буйволы, быки или коровы , а также бараны, овцы и козы. Возраст: верблюды — пять лет и более; буйволы, быки и коровы — два года и более; бараны , овцы и козы в возрасте года и старше. Изъяны, наличие которых делает недопустимым принесение животного в жертву: слепота на один глаз или оба; излишняя худоба; хромота, при которой животное не может самостоятельно дойти до места принесения в жертву; отсутствие большей части глаза, уха или хвоста; отсутствие зубов. Изъяны, наличие которых допустимо: рога отсутствуют с рождения или частично сломаны; кастрированность . От одной семьи (от одного семейного бюджета) следует произвести заклание одного барашка. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к верующим: “О люди! Одной семье раз в год необходимо принести в жертву одного барана” . Также передается, что ‘Ата ибн Ясар спросил у сподвижника пророка Мухаммада Абу Айюба аль-Ансари о том, как именно во времена посланника Божьего выполнялось жертвоприношение в праздник Курбан-байрам, на что тот ответил: “Во времена Пророка мужчина приносил в жертву [в праздник Курбан-байрам] от себя и своей семьи одного барана. Мясо они ели сами и угощали им других. Это продолжалось до тех пор, пока люди не начали хвастаться друг перед другом и пришли к тому, что ты можешь наблюдать сегодня” . Есть некоторые мнения о том, что можно приносить в жертву по одному барану от каждого члена семьи, однако достаточным считается заклание одного барана от одной материально способной на это семьи раз в год. И делается это в один из дней праздника жертвоприношения (‘Идуль-адха, Курбан-байрам). Известный мухаддис аш-Шавкяни говорил по этому поводу: “Сутью и истиной в данном вопросе является указанная в Сунне достаточность одного барана с семьи , если даже она будет состоять из ста человек и более” . Мясо жертвенного животного делится на три части: одна — неимущим, вторая — на раздачу соседям или угощение родственников и друзей, а третья остается дома для последующего употребления в пищу. Желательно, чтобы раздаваемое бедным и неимущим составило не менее трети от общего количества . Продавать мясо жертвенного животного категорически запрещено . Если человек желает, то может раздать все, кроме незначительной части, которую оставит себе и своей семье в качестве “табаррукя” (прошения благословения у Всевышнего) . Хотя и эту часть может не оставлять, если, например, намерен передать свой курбан через организацию или фонд в качестве благотворительности для малоимущих, проживающих в другой области, другом регионе или государстве. (4) Шкура жертвенного животного Продавать шкуру жертвенного животного запрещено. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) предупреждал: “Кто продаст шкуру жертвенного животного, тому оно [жертвенное животное] не засчитывается [как жертвенное]” . Шкуру можно кому-нибудь передать, подарить, например, неимущим, можно оставить ее для личного пользования или поменять на другую вещь . Если же шкура все-таки будет продана, то вырученные деньги необходимо раздать в качестве милостыни . Не разрешается расплачиваться с мясником шкурой жертвенного животного. Имам ‘Али говорил: “Пророк Мухаммад приказал мне раздавать мясо и шкуру жертвенного животного в качестве милостыни. И велел не давать мяснику [принесшему ее в жертву] какую-либо часть животного [в качестве оплаты труда]” . Что касается условий Москвы либо иного другого города Российской Федерации или СНГ, то можно оставить шкуру на бойне, не претендуя при этом на скидку из-за нее, а передавая безвозмездно. (5) Совершение праздничной молитвы в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации Богословы ханафитского мазхаба больше склонялись к мнению, что праздничная молитва по степени приоритетности расценивается как “ваджиб” для совершеннолетних, разумных мужчин. Для женщин, детей, путников и физически немощных выполнение данной молитвы не является необходимым. А богословы-шафииты расценивали ее как “сунна-муаккяда” . По мнению ученых ханафитского мазхаба данная молитва совершается только коллективно . В одиночку, считала данная группа ученых, праздничная молитва не совершается, так как не относится к обязательным фард-молитвам . Однако теологи шафиитского мазхаба допускали восполнение (када’) праздничной молитвы для опоздавшего на нее. Это можно сделать в любое время, но лучше — в этот же день. Они считали, в отличие от богословов-ханафитов, что данная праздничная молитва может быть выполнена и одним человеком . В случае, если в стране сохранится сложная эпидемиологическая ситуация и вновь будет введен запрет на проведение массовых собраний, то праздничный намаз будет проводиться только в Соборной мечети города с участием минимального количества человек (по ханафитскому мазхабу), а именно: имама, муэдзина и служащего мечети. Всем остальным мусульманам рекомендуется создать праздничную атмосферу в своих домах, в кругу своей семьи, послушать в онлайн-режиме праздничную проповедь имама местной соборной мечети и по завершении хутбы самостоятельно совершить дополнительный намаз (нафиля) в два или четыре ракяата. Упоминание о совершении молитвы в два ракяата есть в трудах ученых шафиитского мазхаба , а в четыре ракяата – в трудах ученых ханафитского мазхаба . (6) Произнесение такбира в дни праздника Во время праздника Курбан-байрам является желательным (сунна) возвеличивать и восхвалять Всевышнего на протяжении всех четырех праздничных дней после каждой обязательной молитвы, особенно если верующие совершают очередную обязательную молитву сообща. В Коране говорится: “Упоминайте Аллаха (Бога) в определенные дни [в дни праздника Курбан-байрам: 10, 11, 12 и 13 числа месяца Зуль-хиджа ]. Кто торопится и завершает обряд за два дня, то нет греха на нем. И нет греха на том, кто задерживается. Это касается тех, кто полон трепета пред Богом. Будьте же набожны и знайте, что все вы соберетесь пред Ним” (Св. Коран, 2:203) . Первым намазом, после которого произносятся такбиры, является утренняя молитва (Фаджр) девятого дня месяца Зуль-хиджа, то есть день ‘Арафа, и так до двадцать третьей молитвы, то есть послеполуденной (‘Аср) молитвы четвертого праздничного дня. Возвеличивание Господа перед праздничной молитвой (по дороге в мечеть или в ожидании молитвы уже в мечети) желательно как в праздник Курбан-байрам, так и в Ураза-байрам. Наиболее распространенной является следующая форма восхваления: اللَّهُ أَكْبَرُ . اللَّهُ أَكْبَرُ . لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ . و اللَّهُ أَكْبَرُ . اللَّهُ أَكْبَرُ . وَ لِلَّهِ الْحَمْدُ . Аллаху акбар, аллаху акбар, ляя иляхэ иллял-лах, вал-лаху акбар, аллаху акбар, ва лил-ляхиль-хамд. Перевод: “Аллах (Бог, Господь) превыше всего, Аллах превыше всего; нет бога, кроме Него. Аллах превыше всего, Аллах превыше всего, и лишь Ему истинное восхваление” . Истина ведома Аллаху Данное богословское исследование было проведено председателем Совета улемов ДУМ РФ Аляутдиновым Шамилем Рифатовичем, обсуждено членами Совета улемов в ходе очередного дистанционного заседания и принято большинством его членов.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!